В Санкт-Петербурге объявлен общегородской конкурс, по итогам
которого частным фирмам-победителям разрешат эвакуировать неправильно
припаркованные машины. И хотя принудительный увоз автомобилей запрещен
законом, на участие в тендере кандидатов немало – слишком уж велики
прибыли. Между тем, как удалось выяснить «НИ», эвакуаторы продолжают
действовать практически по всей России. И даже власти Москвы, год назад
запретившие подобную деятельность из-за громадного количества
злоупотреблений, готовятся в ближайшее время вернуть эвакуаторы на
улицы.
Начало осени принесло автомобилистам по всей России новые проблемы.
Фирмы, занятые эвакуацией машин, с особым рвением принялись увозить
автомобили в неизвестном направлении. Ничего удивительного: несмотря на
многочисленные обещания ГИБДД навести порядок в этой сфере, схема
работы эвакуаторов остается насквозь коррумпированной.
«Эвакуаторы
всегда были вне закона, – убежден известный адвокат Леонид Ольшанский.
– Они запрещены всеми кодексами. И работа эвакуаторов – грубое
нарушение закона. Эта деятельность противоречит статьям 12.19 и 12.32
Кодекса об административных правонарушениях. Поэтому если у граждан
начинают забирать автомобиль, они имеют право не подчиняться
требованиям эвакуаторщиков. Впрочем, наши законотворцы хотят изменить
российское законодательство. В бой пустили тяжелую артиллерию: сейчас
готовится законопроект о реанимации эвакуаторов, который продвигает
первый вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска».
Конкурс за место под солнцем
В
Петербурге стремление изъять как можно больше автомобилей объясняется
просто: среди эвакуаторщиков начался конкурс, в ходе которого
фирмы-победители могут получить право штрафовать водителей. Тендер
продлится до конца сентября, сообщает собкор «НИ» Мария СЕЛЕЗНЕВА.
Победители получат право увозить машины на штрафстоянки, хранить их там
и выдавать водителям в соответствии со статьей 27.13 Административного
кодекса – за деньги.
Как заявляют в ГИБДД, эвакуация как
способ борьбы с нарушителями призвана разгрузить городские улицы.
Борьба идет так успешно, что на 25 существующих в Петербурге
штрафстоянках уже не хватает мест для реквизированных автомобилей. Но
увеличения числа парковок конкурс не предусматривает, а документы
составлены так, что в победителях окажутся не те, у кого шире парковка,
а те, у кого больше эвакуаторов. Оно и понятно: принудительная
транспортировка машины в Питере обходится владельцу машины в 2927
рублей (хотя добровольный вызов эвакуатора стоит 1500 рублей), а час
стоянки – всего в 12 рублей.
Иначе говоря, эвакуировать в
Питере будут еще больше. Но есть опасения, что казна от этого не
выиграет: то ли у коммерческих фирм, работающих в тандеме с ГАИ,
большие льготы по налогообложению, то ли реальные прибыли в их
отчетностях сильно занижены. Эвакуаторщики, по сути, подтверждают это,
жалуясь, что работа у них неблагодарная, и отнимают они машины чуть ли
не из любви к человечеству. Между тем реальная месячная прибыль
питерской эвакуирующей компании составляет около 200 тыс. долларов. В
день на различные штрафстоянки в Питере увозится до 100 автомобилей.
Что
творится вокруг этих стоянок, трудно вообразить. Попадая сюда,
понимаешь, что претензии эвакуаторщиков на разгрузку улиц от пробок –
не более чем высокопарный миф. Пробраться к штрафстоянке невозможно:
подъезды до отказа забиты пустыми и гружеными эвакуаторами. Не меньше
машин и вокруг самой парковки. Вопросами сохранности чужой
собственности, волею гаишника оказавшейся у них в ведении,
эвакуаторщики не озадачиваются. Количество угонов автомобилей со
штрафстоянок в Питере растет катастрофическими темпами.
Новость
о том, что после конкурса полномочия штрафных парковщиков будут
значительно расширены, приводит питерских водителей в ужас. По
неофициальным данным, частные эвакуаторщики вообще бьются за получение
полномочий ДПС и готовы сами составлять акты об изъятии автомобилей.
Штраф выше стоимости автомобиля
Год
назад администрация Приморского края издала постановление за подписью
вице-губернатора Александра Костенко о создании штрафстоянок для
эвакуированных машин. По итогам тендера, сообщает наш собкор Дмитрий
КЛИМОВ, эвакуацией машин стала заниматься компания «Автомиг». За
вызволение каждой машины владельцы платили от 2 до 4 тыс. рублей. Были
случаи, когда стоимость услуг за стоянку (52 рубля в час) превышала
стоимость машины. Тогда представители «Автомига» приходили к владельцам
и просили передать им документы на машины – мол, без них продать машину
не можем. Наглость, с которой «Автомиг» с помощью ГИБДД забирал машины,
а потом тянул время, чтобы взять с владельцев больше денег; снятые
фары, царапины на машинах довели автовладельцев до кипения. Только за
наклейку трех полосок бумаги с печатями на двери машины эвакуаторщики
брали 881 рубль.
Прокуратура, куда обратились автолюбители,
проверила деятельность компании, нашла нарушения в деятельности ГИБДД,
в режиме работы предприятия – машины выдавали до 18 часов. Выяснилось,
что забирали все подряд машины, а не те, которые действительно мешали
движению. Но мер никто так и не принял. Тогда за работу взялись юристы.
Подкрепившись ответами из Законодательного собрания края, они составили
грустную картину применения рекомендаций правительства РФ в Приморье.
Оказалось,
что вице-губернатор Костенко вообще не имел права подписывать
постановление – на это ему не дал полномочий ЗакС. Тарифы на эвакуацию
были завышены даже по сравнению с коммерческими. Эвакуация – от 1,5 до
3 тыс. рублей, час на стоянке – 52 рубля (хотя на коммерческих стоянках
сутки стоят от 30 до 80 рублей). Штрафстоянка была коммерческой, а не
муниципальной, как того требует закон. Юрист Анатолий Кузнецов и
активист местного «Яблока» Владимир Никифоров подали в краевой суд иск
с требованием признать недействительным постановление об эвакуаторах с
момента его подписания. В этом случае деятельность «Автомига»
признавалась бы незаконной, и в соответствии со ст. 1069 Гражданского
кодекса РФ весь ущерб, причиненный автомобилистам (несколько миллионов
долларов), возмещали бы из краевого бюджета. Когда иск уже находился в
суде и была назначена дата слушаний, администрация края отменила
постановление, и суд вынес решение о прекращении делопроизводства.
Тогда кассационную жалобу с требованием продолжить разбирательство
отправили в Верховный суд. «Автомиг» тем временем продолжает забирать
машины.
«По сути, постановление краевой администрации
использовали в интересах группы лиц, причастных к эвакуации. Это пример
массового нарушения прав граждан, поэтому, если Верховный суд откажет
нам, мы будем обращаться в суд по правам человека», – говорит адвокат
Анатолий Кузнецов.
«Это беспредел»
Мэр
Ростова-на-Дону Михаил Чернышов давно жаловался на стихийные парковки и
грозил воспитывать водителей эвакуацией. Теперь, по постановлению
городской администрации, в случае неправильной (под углом 30 градусов
или в неположенном месте) парковки сотрудник ГИБДД обязан выписать
водителю штраф в размере 1020 рублей и еще 300 рублей за эвакуацию. Об
этом инспектор обязан сообщить в дежурную часть. Оттуда свяжутся с
диспетчерской, регулирующей маршруты эвакуаторов. По инструкции
представитель ГИБДД обязан составить протокол об административном
правонарушении и заполнить бланк строгой отчетности.
Однако на
деле все обстоит не так гладко. «Придумали новую кормушку, – заявил
собкору «НИ» Анастасии ОРЛОВОЙ ростовский таксист Егор Демичев. –
Хотите, расскажу, как зарабатывают на эвакуаторах? Гаишники вызывают
эвакуатор, но не составляют протокол, пока не объявится водитель. Если
владелец автотранспорта платит им 500 рублей, эвакуация прекращается.
Если не сошлись в цене, заполняет протокол».
Сегодня в Ростове
работают три частные эвакуирующие компании. С муниципалитетом они
связаны только договором и официально в казну платят только налоги. «Мы
не ставим задачу заработать на нарушителях, речь идет об устранении
причин, парализующих движение в городе, – заявил заместитель главы
администрации Ростова Виктор Кочерга. – Транспорт уже оставляют на
остановках общественного транспорта, и водители автобусов вынуждены
высаживать пассажиров прямо на проезжую часть».
Видимо,
исключительно из того же альтруизма занимаются своим бизнесом и хозяева
штрафстоянок. «Бизнес абсолютно нерентабельный, – жалуется
корреспонденту «НИ» хорошо одетый сотрудник штрафстоянки. – Дорогая
техника, огромный расход топлива, зарплаты и постоянные отчисления в
администрацию, не предусмотренные никаким договором. К тому же
большинство эвакуированных автомобилей водители успевают забрать в
течение первых трех часов, которые являются бесплатными».
Отношение
ростовчан к эвакуаторам неоднозначно. «Раньше на дорогах царил
беспредел, – говорит водитель со стажем Федор Абрамов. – Стало больше
порядка». По мнению других горожан, эвакуация транспорта – полное
беззаконие. «В нескольких местах постоянно проводят эвакуацию,
остальные, даже в центре города, остаются без внимания. Таксисты
бросают машины прямо на автобусных остановках, карауля пассажиров. И ни
один гаишник не подойдет».
«У нас действительно не хватает
инспекторов, – оправдываются в областном управлении ГИБДД. – К тому же
в городе работают всего 5–10 эвакуаторов. А обычный штраф за
неправильную парковку всего 60 рублей. Выписывать протокол не имеет
смысла: нарушитель просто не заплатит. И никакой судебный пристав за
такую ничтожную сумму не пойдет выбивать штраф».
Почему они исчезли в прошлый раз
Кстати,
и в Москве готовятся этой осенью вновь вернуть эвакуаторы на улицы.
Запретили их использование в начале прошлой зимы, после того как тысячи
москвичей стали жертвами злоупотреблений эвакуаторщиков. Как будет
работать новая система (а о том, что она будет новой, говорил мэр
столицы Юрий Лужков), доподлинно пока неизвестно.
«Я слышал,
Лужков недавно признался, что в правительстве так и не смогли придумать
эффективный механизм эвакуации неправильно припаркованных автомобилей
на коммерческой основе, который бы гарантировал полную защиту граждан
от жуликов, – заявил «НИ» Виктор Травин, президент коллегии правовой
защиты автовладельцев. – Поэтому, по словам мэра, проблемой создания
такого механизма надо озадачить коммунальные службы, которые больше
всего за эти эвакуаторы и выступали (мол, автомобили им улицы убирать
мешают). Эти слова градоначальника – первый признак того, что никакой
замены прошлой системе не будет и эвакуаторы вернут в том виде, в
котором они и покинули московские улицы. Кстати, насколько мне
известно, убрали их только потому, что в одну прекрасную ночь на
эвакуаторе увезли машину одного очень влиятельного человека. Кого
именно, я не знаю, но шума после этого было предостаточно, и Лужков
чуть ли не на следующий день подписал постановление об отмене
эвакуаторов. Правда, в других российских городах они существуют до сих
пор – там всех «шишек» знают по пальцам и такого, как в Москве,
произойти не может. Хоть эвакуаторы за неправильную парковку незаконны,
они вернутся в Москву. А чтобы не противоречить закону, чиновники будут
именовать эвакуацию «перемещением». Я уверен, что кое-как
припаркованные автомобили действительно надо убирать с улиц, но нельзя
отвозить машины на штрафстоянки. Эвакуация должна быть бесплатной».
АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА, ИРИНА ВЛАСОВА
5 Сентября 2005 г.
Источник: http://www.newizv.ru/news/2005-09-05/30863/ |